Проект - Black Bass Box Вернуться на страницу модинг
Проект - Black Bass Box

Сабвуфер на основе 75ГДН-1-4

Всегда мечтал попробовать свои силы в изготовлении сабвуфера на основе головки 75ГДН и вот предоставилась возможность, нашел я такую головку, 75ГДН-1-4, в добротном состоянии.
Саб изначально я задумывал для себя, старые два саба уже умирали, уж шипко я их нагружал, да и было их пара, один всётки лучше.

Самым первым шагом при изготовлении саба на основе советской динамической головки является измерение параметров Тиля-Смолла, дело в том, что советская промышленность выпускала динамики с жутко разнящимися параметрами, которые с эталонными почти никогда не совпадали и, потому брать табличные данные бессмыслено, с ними хорошего саба не получится.
Опишу кратко порядок своих действий по вычислению заветных параметров.
Сперва я взял динамик и подвесил его у себя на лоджии, тут важно чтобы дин находился как можно дальше от любых предметов, дабы отраженный звук на снятие параметров никак не влиял.
Что мне понадобилось для вычислений:

 - Динамик 75 ГДН-1-4
 - Тестер 
 - Сопроситевление 10Ом и 1КОм
 - Усилитель
 - Калькулятор
 - Лист бумаги и карандаш
Сперва я подключил к усилителю сопротивления и отрегулировал уровень громкости так, чтобы тестер на 10ти омном сопротивлении показывал 10мВ.
Затем я включил в схему вместо сопротивления в 10 Ом сам динамик.

Усилитель у меня был подключён к компьютеру, я запустил программку - генераор частоты и начиная от 10Гц повышал её, при этом записывая показания вольтметра.
На бумаге построил график - по-горизонтали у меня была частота, по-вертикале напряжение. Та частота, на которой напряжение было максимальным и есть частота основного резонанса головки, у меня эта частота равнялась 36 Гц, хотя по табличным данным она должна быть 25 Гц, разница была огромна.

Далее я вычислил полную добротность динамика, она оказалась равной 0.4 при том, что по документации она должна быть 0.22.
Лишний раз убедился, что при работе с советскими динамиками, документации верить нельзя а надо всё самому вычислять. Однако эквивалентный объём головки я всё же взял из табличных данных, поскольку его вычислить гораздо сложнее да и небольшая погрешность в нём не сильно влияет на вычисления объёма ящика для будующего саба и портов.

По отношению резонансной частоты и полной добротности я понял, что данный динамик отлично подходит для типа оформления сабвуфера - фазоинвертор.

Забив в программу по расчитыванию ящика для сабвуфера, полученные параметры, вычислил, что мне нужен ящик объёмом 62 литра и, используя трубы диаметром 47 мм длина их, если брать пару таких труб, должна быть 114 мм.

Настало время изготовить ящик.
Поскольку защитную решётку для данного динамика мне найти увы не удалось, я решил сделать деку так, чтобы динамик смотрел в пол а фазоинверторы были на лицевой стороне.
Панели для ящика мне помогли изготовить на работе, мы использовали ДСП толщиной 20 мм и фанеру 15 мм для задней стенки.

Плюс ко всему, ящик был усилен каркасом изнутри из реек 40х40 мм. Сперва я собрал сам ящик, скрепив его шурупами, а затем к стенкам, сперва промазав бруски "Моментом", тоже шурупами, прикручивал каркас.
Для прочности всей конструкции шурупов я не жалел и прикручивал всё жёстко, на совесть, ведь динамик не слабый и давление при работе он создаёт немаленькое и потому, чтобы ящик не развалился и не трещал при работе его надо делать максимально прочным.

Далее я занялся портами, вообще диаметр в 47 мм я взял из расчета на доступность материалов, а количество портов взял 2, поскольку 1 фазоинвертор диаметром 47 мм слишком мал для такого динамика - порт должен быть диаметром не меньше радиуса дифузора головки, в противном случае делается несколько портов меньшего диаметра, коих обычно расчитывается пара.
Впрочем об обыдености тут речь не идёт, когда изготавливаешь что-то сам, эксперементировать можно в широких пределах, ограничивая себя лишь тем, чтобы не проиграть в качестве.
Для портов я выбрал пластиковую канализационную трубу внутренним диаметром 47 мм, как я уже сказал порта я сделал 2, каждый длиной 114 мм. Однако если просто так воткнуть в корпус эти трубы, в работе они могут затрещать, что ухудшит звук, их стенки я утолщил тряпочной изолентой.

Проты я посадил на заранее высверленые лобзиком дырки, и прикрепил к корпусу при помощи клея "Момент" и эпоксидного клея "Холодная сварка". Сели они намертво, можно было быть уверенным, что они не отвалятся в будущем.

Весь этот ящик уже весил 20 кг, приплюсуем к этому 5 кг динамика уже выходит 25, но мне и этого показалось мало, вспоминая, как на максимальной громкости прыгали у меня сабы на 35ГДН, я решил добавить ещё веса.
Поскольку впоследствии я собирался обклеить корпус ящика материалом, то варианты типа гранитной плиты или пары кирпичей сверху не подходили, надо было сделать ящик увесистей как то изнутри. В гараже валялись 2 мёртвых аккумулятора, я их разобрал и выплавил из свинцового лома брусок весом 7 кг.

Сверлить отверстия в этой свинцовой болванке оказалось не так то просто, в вязком свинце застряли и сломались 2 сверла. Дело было трудным но подвесить на потолке ящика этот груз мне ударось на 3ёх винтах (на рисунке ящик вверх ногами).

Ну вот вроде бы ящик готов, и стенки есть и вес внушительный 32 кило, но не вся работа ещё была проделана.
Пришло время подумать о герметизации ящика, сомневался я что ящик собран мною настолько хорошо, что в нём нет ни одной даже самой маленькой дырочки, которая впоследствии бы сопела и ухудшала звучание.
Для герметизации ящика я использовал резинобитумную мастику (используется как антикор для автомобилей), о составе говорит само название - это резиновая крошка замешаная в растворённом битуме, которая помимо того, что отлично герметизирует корпус ещё и служит отличным звукопоглотителем, что для сабвуфера весьма кстати.
Сохла мастика около недели жутко ваняя керосином, потому промазывал ею ящик я не дома а в гараже.

Пока в ящике сохла мастика я договарился со слесарем с работы, чтобы он изготовил мне на токарном станке ножки для саба из куска арматуры. Слесарь сделал для саба ножки высотой 7 см, диаметром 2 см конусной формы с резьбой для вкручивания в ящик, за что ему огромное спасибо.

После того, как мастика в ящике подсохла я вернул его домой, чтобы завершить работу.
Оставалось уже совсем немного. Теперь можно было вкрутить ножки по углам, что я и сделал.

Мастика - хороший звукопоглотитель, но толщина её плёнки невелика, поэтому я добавил по стенкам 2ухсантиметровый слой паролона, лучше конечно использовать синтепон, он больше подходит для этого и не гниёт с годами, но увы синтепона мне найти не удалось.
Паролон я приклеил ко всем стенкам, в том числе и к задней, использовал клей ПВА, его удобно намазать на поверхности и он не разъедает паролон, в отличие от "Момента".

На задней стенке я установил клеммы для подключения саба к усилителю, клеммы купил на авторынке, в рядах где продают сабвуферы и автозвук.
Заднюю стенку покрасил в чёрный цвет, обклеивать её материалом я не планировал.

К клеммам припаял динамик на толстый провод 3 мм, который так же купил на авторынке.

Для герметичного прилегания задней стенки к корпусу ящика, место стыка я обклеил резиновой лентой, такую ленту используют для герметизации окон в домах, она состоит из сцепленых парой длинных бугорков, но эту сцепку я разорвал и проклеил одну линейку ближе к кромке крышки а вторую к паролону, получилась двойная защита от пропускания воздуха.
После окончательной сборки саба, уже закрытую крушку я промазал пластилином, получилась ещё одна дополнительная защита от нежелательного пропускания воздуха.

Динамик к крепился 4мя винтами, каждый прикрутил парой гаек плюс шайбы между ними, дабы впоследствии они не раскрутились от сильной вибрации.

В ащик я положил марлевые пакеты с ватой, рассчитав оптимальное её количество опытным путём, тут не работает принцип "больше лучше", объем ваты (или синтепона) надо подобрать так чтобы бас был как можно более мягким и глубоким. Если будет мало ваты, бас будет деревянным на слух, будто молотком по доске, если слишком много ваты положить, бас будет слабым, глухим.
Плюс важно не перекрыть наполнителем фазоинверторы, чтобы был свободный проход воздуха от тыльной стороны дифузора до портов, поэтому вату я напихал в пару отдельных "подушек" и положил по сторонам от динамика.

По сути саб был уже готов, но об испытаниях в конце статьи, пока завершающий этап работы - эстетика.
Внешний вид саба оставлял желать лучшего - облезлая декоративная плёнка, шляпки шурупов, надо было ящик оформить снаружи. Для этого на авторынке я купил толстую чёрную ткань, похожую на спресованый синтепон, такой тканью обивают салон автомобилей, задние панели в частности и сабвуферы кстати тоже.

Клей использовал - ПВА, клеил не всё сразу а за 1 раз только одну стенку, выжидая сутки пока клей засохнет.
Кромки, дабы они не вылелялись, а казалось будто это всё цельный кожух, проклеивал термоклеем, намазивая его на ящик тонким слоем и сильно прижимая материал пока клей не застынет.
Дабы порты не вылелялись своим серым цветом на фоне чёрного ящика я прыснул из балончика в них черной краской (на фото саб до покраски портов).

Усилитель 60 Вт, живу я в 9ти-этажном доме на 5ом этаже, сабвуфер на максимуме долбит так, что подходя к подъезду его отчётливо слышно, в комнате вообще тяжко находиться в этот момент, с полок падают предметы, стёкла в окнах звенят так будто разлетятся в следующий момент.
Бас глубокий, чистый, мягкий, можно без труда различить какой инструмент играет басом, максимум качества и мощи, сабвуфер получился нельзя как лечше, я остался более чем доволен своим творением, мой друг - диджей и музыкант как-то сказал, что качеству звука, выдаваемого этим сабвуфером, позавудуют многие.

Проект - Black Bass Box Вернуться на страницу модинг
Hosted by uCoz