|
|||
Сабвуфер на основе 75ГДН-1-4
Саб изначально я задумывал для себя, старые два саба уже умирали, уж шипко я их нагружал, да и было их пара, один всётки лучше.
Самым первым шагом при изготовлении саба на основе советской динамической головки является измерение параметров Тиля-Смолла, дело в том, что
советская промышленность выпускала динамики с жутко разнящимися параметрами, которые с эталонными почти никогда не совпадали и, потому
брать табличные данные бессмыслено, с ними хорошего саба не получится.
- Динамик 75 ГДН-1-4 - Тестер - Сопроситевление 10Ом и 1КОм - Усилитель - Калькулятор - Лист бумаги и карандашСперва я подключил к усилителю сопротивления и отрегулировал уровень громкости так, чтобы тестер на 10ти омном сопротивлении показывал 10мВ. Затем я включил в схему вместо сопротивления в 10 Ом сам динамик.
Усилитель у меня был подключён к компьютеру, я запустил программку - генераор частоты и начиная от 10Гц повышал её, при этом записывая
показания вольтметра.
Далее я вычислил полную добротность динамика, она оказалась равной 0.4 при том, что по документации она должна быть 0.22.
По отношению резонансной частоты и полной добротности я понял, что данный динамик отлично подходит для типа оформления сабвуфера -
фазоинвертор.
Забив в программу по расчитыванию ящика для сабвуфера, полученные параметры, вычислил, что мне нужен ящик объёмом 62 литра и, используя
трубы диаметром 47 мм длина их, если брать пару таких труб, должна быть 114 мм.
Настало время изготовить ящик.
Плюс ко всему, ящик был усилен каркасом изнутри из реек 40х40 мм.
Сперва я собрал сам ящик, скрепив его шурупами, а затем к стенкам, сперва промазав бруски "Моментом", тоже шурупами, прикручивал каркас.
Далее я занялся портами, вообще диаметр в 47 мм я взял из расчета на доступность материалов, а количество портов взял 2, поскольку 1 фазоинвертор
диаметром 47 мм слишком мал для такого динамика - порт должен быть диаметром не меньше радиуса дифузора головки, в противном случае делается
несколько портов меньшего диаметра, коих обычно расчитывается пара.
Проты я посадил на заранее высверленые лобзиком дырки, и прикрепил к корпусу при помощи клея "Момент" и эпоксидного клея "Холодная сварка". Сели они намертво, можно было быть уверенным, что они не отвалятся в будущем.
Весь этот ящик уже весил 20 кг, приплюсуем к этому 5 кг динамика уже выходит 25, но мне и этого показалось мало, вспоминая, как на максимальной
громкости прыгали у меня сабы на 35ГДН, я решил добавить ещё веса.
Сверлить отверстия в этой свинцовой болванке оказалось не так то просто, в вязком свинце застряли и сломались 2 сверла. Дело было трудным но подвесить на потолке ящика этот груз мне ударось на 3ёх винтах (на рисунке ящик вверх ногами).
Ну вот вроде бы ящик готов, и стенки есть и вес внушительный 32 кило, но не вся работа ещё была проделана.
Пока в ящике сохла мастика я договарился со слесарем с работы, чтобы он изготовил мне на токарном станке ножки для саба из куска арматуры. Слесарь сделал для саба ножки высотой 7 см, диаметром 2 см конусной формы с резьбой для вкручивания в ящик, за что ему огромное спасибо.
После того, как мастика в ящике подсохла я вернул его домой, чтобы завершить работу.
Мастика - хороший звукопоглотитель, но толщина её плёнки невелика, поэтому я добавил по стенкам 2ухсантиметровый слой паролона, лучше конечно
использовать синтепон, он больше подходит для этого и не гниёт с годами, но увы синтепона мне найти не удалось.
На задней стенке я установил клеммы для подключения саба к усилителю, клеммы купил на авторынке, в рядах где продают сабвуферы и автозвук.
К клеммам припаял динамик на толстый провод 3 мм, который так же купил на авторынке.
Для герметичного прилегания задней стенки к корпусу ящика, место стыка я обклеил резиновой лентой, такую ленту используют для герметизации
окон в домах, она состоит из сцепленых парой длинных бугорков, но эту сцепку я разорвал и проклеил одну линейку ближе к кромке крышки а вторую
к паролону, получилась двойная защита от пропускания воздуха.
Динамик к крепился 4мя винтами, каждый прикрутил парой гаек плюс шайбы между ними, дабы впоследствии они не раскрутились от сильной вибрации.
В ащик я положил марлевые пакеты с ватой, рассчитав оптимальное её количество опытным путём, тут не работает принцип "больше лучше", объем
ваты (или синтепона) надо подобрать так чтобы бас был как можно более мягким и глубоким. Если будет мало ваты, бас будет деревянным на
слух, будто молотком по доске, если слишком много ваты положить, бас будет слабым, глухим.
По сути саб был уже готов, но об испытаниях в конце статьи, пока завершающий этап работы - эстетика.
Клей использовал - ПВА, клеил не всё сразу а за 1 раз только одну стенку, выжидая сутки пока клей засохнет.
Усилитель 60 Вт, живу я в 9ти-этажном доме на 5ом этаже, сабвуфер на максимуме долбит так, что подходя к подъезду его отчётливо слышно,
в комнате вообще тяжко находиться в этот момент, с полок падают предметы, стёкла в окнах звенят так будто разлетятся в следующий момент.
|
|||
|